Сырьевым придатком быть непросто. Чем закончился саммит БРИКС в Сямэне

2017-9-7 08:38

В китайском Сямэне завершил работу 9-й саммит стран БРИКС, на котором обсуждались различные вопросы, связанные с сотрудничеством в области безопасности, политики, финансов и культуры. В ходе саммита велись переговоры о возможности кредитования Новым банком БРИКС транспортных проектов в нашей стране, пятилетний контракт на поставку нефти китайцам подписала «Роснефть», было подтверждено стремление развивать сотрудничество в поставках газа и в атомной энергетике. Насколько успешно развивается сотрудничество России и Китая в энергетической сфере и насколько это полезно для нашей экономики?

Политика и экономика

Создание БРИКС вЂ“ затея сугубо политическая. Попытка уйти из долларовой зоны, формирование финансовых центров, альтернативных Всемирному банку и МВФ, военное сотрудничество, информационная и энергетическая безопасность – это вопросы, для решения которых нужна прежде всего политическая воля. Договоры в области экономики в этом смысле уже вторичны, и на полях саммита торговые или инвестиционные соглашения подписываются скорее для придания веса и торжественности мероприятию. В этом смысле совершенно не удивительно, что на итоговой пресс-конференции президент Путин говорил в основном о проблемах, связанных с КНДР, Сирией, с возможными поставками летального оружия на Украину, о скандале вокруг наших диппредставительств в США, о деле режиссера Серебренникова и так далее. А вот об экономическом сотрудничестве – очень мало. Рассказал о том, что Новый банк БРИКС выделит деньги на строительство автодороги возле Уфы, на строительство высокоскоростной железной дороги между Москвой и Казанью, про рост товарооборота, про светлые перспективы и, пожалуй, все. Да, еще про то, что китайские специалисты В«изучают вопросВ» о прокладке участка В«шелкового путиВ» по нашей территории.

Мы китайцам не нужны

Примерно в таком ключе многие эксперты оценивают перспективы китайских инвестиций в скоростную железную дорогу из Китая в Евросоюз по территории нашей страны. О том, что такой проект малопривлекателен для Поднебесной, пишет западная пресса. Многие российские и западные эксперты пишут, что газопровод В«Сила СибириВ» тоже В«тупиковыйВ» – и в смысле его окупаемости, и вообще его необходимости для китайцев как такового.

Отчасти все эти аргументы справедливы.

Действительно, перевозки китайских грузов в Европу по железной дороге по объемам составляют лишь пару процентов от того, что доставляется морем. Китай развивает морской маршрут, строит базы, роет каналы, наращивает военный флот, и перспективы развития торговых путей с Европой связывает с морем. В«Шелковый путьВ» – это прежде всего экономическая экспансия Поднебесной, китайцы приходят в соседние страны со своими деньгами, своей строительной техникой, оборудованием, персоналом. Их на месте интересует только территория и природные ресурсы и ничего более. Просто железная дорога сама по себе им вряд ли интересна. И тот факт, что нам не удалось договориться с китайцами по ее строительству на подобных условиях, вряд ли следует рассматривать как неудачу. Тем более что никаких идей, кроме как возить по ней китайские грузы, то есть просто служить коридором между Китаем и Европой, никто в правительстве не озвучивал. Никаких проектов на нашей территории, для которых эта дорога была бы необходима, пока нет.

О газопроводе В«Сила СибириВ», говорят, что срок окупаемости у него около 30 лет, стоимость строительства заоблачная, а потребность Китая в дополнительном газе отсутствует на ближайшие лет 20. Китай на сегодня потребляет около 200 млрд кубов газа, из них около 130 млрд кубов добывает на своей территории, а остальное закупает в Туркмении по дешевке (в счет погашения ранее выданного кредита). Кроме того, Китай планирует наращивать добычу собственного сланцевого газа и еще есть договоренность с американцами, достигнутая в ходе визита Си Цзиньпина в США минувшей весной, о поставках сжиженного газа.

Отчасти все эти утверждения – правда, отчасти – не совсем.

Жить будем

Возможности китайцев наращивать собственную добычу газа связаны либо со сланцами, либо с так называемым кристаллическим В«горючим льдомВ» – гидратами метана, которые удалось поднять со дна Южно-Китайского моря. Специалисты говорят, что и в первом, и во втором случае пиара больше, чем реальных перспектив.

При этом В«Сила СибириВ» никогда и не рассматривалась, как коммерческий проект с быстрым сроком окупаемости.

Это прежде всего инфраструктурный проект, направленный на развитие газотранспортной системы страны, связанный с разработкой двух крупных газовых месторождений – Ковыктинского в Иркутской области и Чаяндинского в Якутии. И если наша страна собирается присутствовать на мировом рынке СПГ, то понадобятся заводы по сжижению газа на тихоокеанском побережье, и запитывать их будет как раз строящийся газопровод. Кстати, вопреки всем прогнозам о том, что В«Сила СибириВ» Китаю не понадобится, китайская сторона активно роет тоннель под Амуром для прокладки газопровода, а руководство В«ГазпромаВ» сообщает, что все идет по графику и в декабре 2019 года по В«Силе СибириВ» начнутся поставки газа в КитайВ». Более того, Поднебесная планирует переводить свою теплоэнергетику с угля на газ, то есть потребности в газе в стране в ближайшие годы будут возрастать.

Наращивает поставки в Китай также и В«РоснефтьВ» – на саммите был подписан пятилетний контракт на поставки сырой нефти в Поднебесную. Детали соглашения не известны, но традиционно нефть на рынках ЮВА немного дороже, чем в Европе. Кроме того В«РоснефтьВ» подписала с китайской CEFC China Energy соглашение о совместной разведке и разработке месторождений Восточной и Западной Сибири, а также о совместных проектах в области нефтепераработки, нефтехимии и о торговле нефтепродуктами.

То есть, не все так плохо. Но только если рассматривать перспективы нашей экономики как сугубо сырьевой.

Сырьевой придаток

Наше сотрудничество с Китаем не ограничивается поставками нефти и газа. Мы продаем Поднебесной сельхозпродукцию, машины и оборудование, морепродукты, продукцию химпрома. Строим вторую очередь Тяньваньской АЭС, совместно работаем над созданием дальнемагистрального самолета, планируем сотрудничать в освоении космоса. И, тем не менее, около 70% нашего экспорта в Китай приходится на углеводороды. И теперь мы с замиранием сердца следим за переговорами В«ГазпромаВ» и В«РоснефтиВ» с китайцами – вдруг они заартачатся, а в Европе все так неопределенно… Чего кушать-то будем, если не договорятся?

Умиляемся, когда нам Новый банк развития БРИКС отстегивает несколько сотен миллионов долларов на развитие электроэнергетики в Карелии, на развитие нашей судебной системы (речь идет об оснащении IT-инфраструктурой, В«цифровом правосудииВ» и тому подобное), на строительство автодороги рядом с Уфой, на модернизацию водохозяйственных объектов в городах бассейна Волги. И еще очень надеемся, что Новый банк прокредитует строительство скоростной железной дороги между Казанью и Москвой. Сами-то – никак!

И при этом, по оценкам экспертов, из страны ежегодно вывозится около 100 млрд долларов – на эти деньги всю страну можно было бы укатать железными дорогами, понастроить газопроводов и на правосудие еще осталось бы. Но, увы. В правительстве, судя по всему, уверены, что призвание России – сырьем торговать. Как встарь – пенькой, воском, пшеницей, только теперь вместо пеньки и воска – нефть и газ. А если нам вдруг чего-нибудь понадобится построить, то будем ждать, когда добрые китайцы придут и все для нас сделают.

Подробнее читайте на ...

газа брикс сибирив китай области перспективы территории строительство