Россияне погибли под огнем США. Почему Россия отказывается признать потери в Сирии

2018-2-14 12:45

Россия завершила военную операцию в Сирии. Но с Ближнего Востока продолжают приходить новости о гибели российских военных. Последнюю неделю в прессе муссируется слух о гибели двухсот наемников ЧВК Вагнера при попытке захватить нефтеперерабатывающий завод. В Кремле официально никакой информацией не располагают. Почему российское общество не дождется признания потерь и чего избегает Кремль?

Избежать прямого конфликта

Еще неделю назад страна хоронила летчика Романа Филиппова, который погиб в окружении боевиков со словами В«Это вам за пацанов!В» Истосковавшийся по подвигу народ скорбел о потерянном в Сирии герое. Тысячи пришли проводить майора в последний путь. При этом никого не смущало, что военная операция, в которой летчик принимал участие в качестве контрактника, официально завершена, а российские военные в Сирии выступают на стороне сомнительного с моральной точки зрения режима Башара Асада. То есть защищают не Родину, не Россию, а некие чужие абстрактные интересы. За каких В«пацановВ» мстил летчик, можно понимать по-разному, но русские В«пацаныВ» продолжают гибнуть в Сирии и после его жертвы.

По разным сведениям, от 11 до 200 россиян полегли в сирийской провинции Дэйр-эз-Зор 7 февраля при попытке захватить нефтеперерабатывающий завод В«Эль-ИсбаВ». Объект контролирует курдский Союз демократических сил, помогавший в борьбе с ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая группировка). Против курдов, которые к тому же являются союзниками США, Россия не ведет боевых действий. Но отряд наемников ЧВК Вагнера, у которого заключен контракт с Министерством энергетики Сирии, решил отбить нефтеперерабатывающий завод для бизнесменов, непосредственно связанных с диктатором Асадом. США пресекли попытку захвата, контратаковав россиян с воздуха и при помощи артиллерии. Авантюра обернулась трагедией.

В других обстоятельствах Москва и Вашингтон столкнулись бы с серьезным политическим кризисом. Или, как пишут многие комментаторы, спровоцировали бы Третью мировую войну. Но в Пентагоне подчеркнули, что тесно координировали свои действия с Минобороны России. В отечественном ведомстве, в свою очередь, заявили, что российские военные в столкновении не участвовали. Анонимные же источники и вовсе назвали операцию ЧВК В«опасной самодеятельностьюВ», на которую не было санкции военного руководства. Из-за зубчатых стен Кремля тоже последовала ожидаемая реакция: центр российской власти В«оперирует теми данными, которые касаются военнослужащих вооруженных сил Российской ФедерацииВ». И точка.

Создается впечатление, что о других формированиях в Кремле не в курсе. Однако не случайно из Минобороны пришел комментарий о несанкционированных действиях наемников – следовательно, есть и санкционированные акции, которые получают поддержку с воздуха. Важно отметить, что так называемые В«солдаты удачиВ» еще больше потребовались Москве после того, как президент Владимир Путин в третий раз заявил о завершении операции в Сирии и сокращении военного контингента. В ответ на его публичные решения каждый раз увеличивалось количество сотрудников ЧВК. Из открытого военного присутствия Россия все больше переходила в скрытый режим спецоперации. И у этого было свое преимущество: опосредованная, прокси-война не только снижает политические риски для Кремля, но и позволяет избежать прямого конфликта с США. Что и продемонстрировал инцидент в Дэйр-эз-Зоре.

Бесславные наемники

Вместе с тем возникает раздвоенность: официальных военных Москва признает и скорбит в случае их гибели. Но о тех, чьими руками совершаются грязные дела, якобы ничего не знает и ответственности за их действия не несет. Точно так же Москва отказывалась отвечать за российских В«отпускниковВ» в Донбассе, которые попадали в руки Киева или были убиты. Получается, Россия воюет после объявленной победы и дальше готова приписывать себе заслуги, но от поражений и массовых смертей категорически отказывается. Это очень похоже на национализацию В«прибылиВ» и списание на частников В«убытковВ» – главный принцип российского бизнеса, только наоборот.

Не в последнюю очередь происходит так потому, что военная интервенция в гражданскую войну исключает возможность подвига и патриотической героизации в принципе. Если подбитый на боевом задании летчик, оказавшийся в кольце врагов и подорвавший себя вместе с противниками гранатой, еще выглядит героем, хотя Отечество он не защищал и находился не на праведной войне, то, что можно сказать о вооруженных наемниках, которые напали на союзников по борьбе с террористами? Чем они отличаются от террористических группировок, которым тоже нужны ресурсы для ведения боевых действий? Ассоциироваться с кучкой наемников государство никак не может, но без них в Сирии оно не справится. Отсюда гибридные методы ведения войны, которые гибридный режим взял на вооружение.

Они озадачивают широкую российскую общественность, ведь россияне продолжают гибнуть, а национально-патриотическая часть общества, среди которых сторонники В«русского мираВ», обвиняют власть в цинизме и предательстве интересов России. С такой точкой зрения выступает, к примеру, Игорь Стрелков (Гиркин) – один из зачинщиков войны на Донбассе. Действительно, ведь когда нужно воевать – Кремль пользуется услугами добровольцев и наемников и никак не ограничивает количество стволов. Но когда гибнет целая рота, тех, кто сражается за интересы Москвы, забыв про рамки закона и морали, власти от них открещиваются. Однако может ли быть справедливым отношение к В«солдатам удачиВ»?

В любом случае Кремль оказывается в неудобном положении: издержки есть как у признания, так и у непризнания факта трагедии. Но у отрицания их, на первый взгляд, меньше. Вместе с тем растет раздражение министром обороны, который плохо согласовывает деятельность наемников и регулярной армии. Но в чем глобальный смысл сирийского конфликта, если он может перерасти в прямое столкновение России и США? Он в том, что Москве очень хочется поиграть мышцами, показать себя ведущей международной силой и надуть от важности щеки. Больше никакого смысла в сирийской бойне нет. Остальное – от лукавого.

Текущий скандал о замалчивании массовой гибели россиян в Сирии в ближайшее время забудется и сотрется из общественной памяти. Частные военные компании в России не признают, но продолжат военные операции их руками. Это даст возможность уйти от обострения отношений с США на почве того, что американцы уничтожают российских наемников. При этом дальнейших жертв Россия вряд ли сможет избежать.

Если верить Кремлю, непонятная, неблизкая и ненужная война на Ближнем Востоке завершена. И если не прекращать ему верить, никто не гибнет и все находятся в полном здравии или дома с семьями. Но сколько еще цинковых гробов прибудет на Родину, не знает никто. Очевидно одно – Россия никогда не выиграет эту войну, а власти ее уже морально проиграли.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.

Подробнее читайте на ...

сирии наемников россия сша россии гибели военные чвк